Как бы не забыть о человеке!

Это предупреждение очень актуально в ходе обсуждения Концепции развития здравоохранения РФ до 2020 года

Концепция развития здравоохранения до 2020 г., разработанная Минздравсоцразвития России, вызвала бурные дискуссии среди медицинской общественности. Мы уже сообщали, что в Комитете Госдумы РФ по охране здоровья состоялись слушания на эту тему, в ходе которых депутаты высказали свои мнения, внесли предложения (см. «МГ» № 8 от 06.02.09). Сегодня же публикуем итоги второго обсуждения, состоявшегося в Комитете по охране здоровья с представителями здравоохранения субъектов Федерации (кстати, делаем важное напоминание: с полным текстом концепции можно ознакомиться на сайте Минздравсоцразвития России).

Простые решения не помогут

Открыла заседание заместитель председателя Госдумы РФ Н.Герасимова, отметившая, что обсуждаемый документ определяет приоритеты долгосрочной политики государства в здравоохранении, чтобы изменилась ситуация в охране здоровья нации.
Одним из первых выступил мэтр нашей медицины академик РАН и РАМН Е.Чазов.
- Мы должны подчеркнуть государственность нашего здравоохранения, продолжить нашу работу по его государственной модели, - акцентировал он. - Это следует четко понимать депутатам и действовать в этом направлении...
Е.Чазов считает, что пора дать свободу руководителям учреждений здравоохранения в распоряжении деньгами, четко определить, что есть первичная профилактика, охрана здоровья и вторичная профилактика. Первичная включает здоровый образ жизни, и за это отвечает государство. А за вторичную, сказал он, отвечаем мы с вами - врачи. Академик также поднял вопрос о дотационных регионах. Когда государство дает им средства, надо ставить условия, что 10-20% из них должны быть потрачены на здравоохранение, считает он. Комитету надо отстаивать интересы здравоохранения, наши интересы.
О том, что концепция неоднократно обсуждалась на совете ректоров медицинских и фармацевтических вузов, где касались прежде всего вопросов подготовки медицинских кадров, рассказал ректор Челябинской государственной медицинской академии член-корреспондент РАМН И.Долгушин. И хотя Россия подписала Болонское соглашение, тем не менее члены совета считают, что при совершенствовании законодательных документов надо опираться и на лучшие традиции отечественной медицинской школы. Совет ректоров единодушен и в вопросе о необходимости сохранения одноуровневой системы подготовки врачей. Признано нецелесообразным переходить на двухуровневую систему: бакалавриат и магистратуру. Крайне актуальна сейчас разработка медицинского кодекса России, который бы регулировал все общественные отношения, возникающие в процессе оказания врачебной помощи. А оперативным инструментом мог бы стать закон о медицинской деятельности, включающий раздел о подготовке и переподготовке кадров. За последнее десятилетие в отрасли возник острый их дефицит, в некоторых территориях он достиг критического уровня, особенно в учреждениях сельского здравоохранения, и связано это не только с тем, что вузы и колледжи готовят мало специалистов. Значительная часть выпускников, по некоторым данным, треть и даже половина, после окончания вузов уходят из медицины. Здесь целый комплекс причин, но сегодня гораздо острее стоит вопрос закрепления кадров, а не их подготовки. Проблему можно решить только законодательно. Основные положения концепции совет ректоров поддерживает.
Оптимистично прозвучало выступление министра здравоохранения Ростовской области Т. Быковской, которая считает, что сам факт заинтересованного, длительного периода обсуждения документа говорит о том, что принятие его назрело. Если мы хотим, считает она, использовать в полном объеме средства, которые направлены Правительством РФ на укрепление первичного звена, то должны дать возможность врачу видеть пациента, общаться с пациентом, заниматься пациентом. Концепция намечает политику развития здравоохранения на длительный, долгосрочный период времени, принятие ее позволит значительно повысить эффективность медицинской помощи и удовлетворить население ее качеством. Министр региона отметила, что важны не только вопросы здорового образа жизни, но и ответственности самого пациента за свое здоровье, и подчеркнула, что вносить изменения в концепцию можно бесконечно, надо начинать работать - жизнь не останавливается, и предусмотреть и написать всё, что произойдет до 2020 г., невозможно.

Не пугаться слова «кризис»

Министр здравоохранения и социального развития Калужской области Ю.Кондратьев начал выступление с не совсем приятного факта. При проведении независимой экспертизы и опросов, сказал он, было установлено, что около 70% пациентов не удовлетворены качеством оказания медицинской помощи. Об этом можно судить по состоянию лекарственного обеспечения, наличию очередей в регистратуре, по небритому доктору, который пришел с ночного дежурства и не в силах всем улыбаться. Всё это следует учитывать...
Что касается модернизации системы обязательного медицинского страхования, то это требование времени. Несомненно, должны быть страховщики и соответствующий закон, который сможет защищать пациента. Занимаясь профилактической медициной, он как педиатр полагает, что у нас остались большие обязательства перед школьной медициной. Она просто потихонечку выдавливается. Кто похитрее, те прикрепили докторов поликлиник к школам, они приходят туда на два часа, чтобы заполнить карточки, с которыми уже ознакомились в поликлинике. В концепции необходимо предусмотреть возможности, доплаты врачам, которые работают в школьной медицине, потому что там - основа профилактики.
Он затронул также вопрос о высокотехнологичной медицинской помощи, отметив особо, что ее направление избрано правильно. В области прооперировали и вылечили в федеральных клиниках уже около 3 тыс. человек, нужно расширять перечень не только видов лечения, но и диагностических методов.
- В Ярославской области обсуждение концепции вызвало живой интерес как среди управленцев, организаторов здравоохранения, так и среди представителей практического здравоохранения, медицинских работников всех уровней, - сказал в своем выступлении директор Департамента здравоохранения и фармации администрации области И. Каграманян. - Я позволю себе небольшое отступление. Сегодня несколько раз звучало слово «кризис». Но он не вечен, и если мы сегодня будем «зашорены» этим понятием, безусловно, успеха ожидать трудно...
Он остановился на разделе концепции, посвященном мероприятиям повышения доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи. Детальная проработка министерством той же «сосудистой программы» - это как раз пример комплексного подхода к реализации мероприятий. Там прописана система медицинской помощи, начиная с фельдшерско-акушерского пункта до этапа оказания специализированной высокотехнологичной помощи. Надо учесть, что не в полном объеме отражен раздел управления мероприятиями по реализации концепции, следует прописать в законах этапность, критерии достижения результата, что позволит медицинской общественности, управленцам участвовать в претворении в жизнь концепции и добиваться результатов.

Что у кого болит

Пензенская область сегодня одна из тех, специалисты которой активно ищут и внедряют передовой опыт, обеспечивая доступность и качество медицинской помощи. И потому с особым вниманием участники обсуждения выслушали мнение регионального министра здравоохранения и социального развития В.Стрючкова.
- Минздравсоцразвития, - сказал он, - взяло на себя непосильную ношу, заявив, что будет решать проблему формирования здорового образа жизни, значит, мы все вместе несем за это ответственность. А ведь это совершенно новая идеология, чтобы ее сформировать, нужно не одно поколение. Данная программа, отраженная в концепции, ни в коем случае не должна быть отраслевой, только здравоохраненческой. Она межотраслевая, быть может, целиком государственная. И в основе этой концепции должно находиться не здравоохранение, оно, может быть, даже в последней очереди, а воспитание, образование. Наверное, самое важное - это ответственность каждого гражданина за сохранение своего здоровья перед государством и обществом. Если с проблемой разбираться по-настоящему, а не какими-то отдельными фрагментами, это повлечет за собой массу всевозможных законов, нормативных документов, что также надо иметь в виду.
Сейчас нередко поднимается вопрос, отметил В. Стрючков, нужно ли изменять 41-ю статью Конституции. Ответ абсолютно простой: если программа госгарантий - это гарантии государства и оно поручает ее выполнить муниципальным и государственным учреждениям здравоохранения, то, значит, Конституцию менять не нужно. Если же эти услуги выносятся на медицинский рынок, то тогда статью Конституции менять нужно.
Надо наконец-то сказать свое мнение и о 131-м законе, считает он. Этот закон принес системе здравоохранения столько вреда, как ни один другой. Он неприемлем, его надо немедленно отменить. Данный акт ликвидировал специализированные виды медицинской помощи на уровне муниципальных учреждений здравоохранения, из-за этого мы попали в нормативный вакуум во многих вещах. Он снял всю ответственность с «верхов» и передал ее «низам» без финансового сопровождения, а им это не под силу, и если умрет деревня, исчезнут рабочие поселки, остановится социально-экономическое развитие малых городов - беда придет в Россию, мегаполисы ей однозначно не помогут.
Или 94-й закон. Он был направлен как бы против коррупции, а на деле способствовал не просто ее укреплению и расширению, а получил, скажем так, даже государственную направленность. Пора отменить этот никому не нужный закон.
В заключение В. Стрючков поддержал одноканальное финансирование, которое считает самым эффективным рычагом в оптимизации расходов лечпрофуч-реждений.
Концепция должна рассматриваться в контексте развития всего народнохозяйственного комплекса, считает главный врач Оренбургской клинической больницы № 2 Б. Колесников, поскольку здравоохранение - его часть. Но всё же какова доля внутреннего валового продукта в здравоохранении? Если мы говорим о развитии, то она должна быть расписана по годам и рост должен происходить с его учетом. Есть рекомендации ВОЗ, и здесь не надо изобретать велосипед: если от ВВП выделяется меньше 6%, то национальная система будет деградировать, какие бы миллиарды участники обсуждения не рисовали. Поэтому он предлагает указать в концепции долю ВВП. Согласно сегодняшней программе Минэкономразвития России, к 2020 г. объем финансирования здравоохранения увеличится всего до 4,7%. Какое развитие может быть?!
Острый вопрос поднял заведующий кафедрой Тверской государственной медицинской академии, член экспертного совета при Союзе городов Заполярья А. Михайленко - о страховых медицинских компаниях. Он, как и многие, считает, что это промежуточная система, когда через частные руки передаются деньги от государства опять же государственным учреждениям, и надо с этим покончить.

А что скажет профсоюз?

Большую роль в жизни медицинских работников играет наш отраслевой профсоюз. Мы попросили высказать свое мнение о концепции председателя Профсоюза работников здравоохранения РФ М. Кузьменко.
Разработчики обсуждаемого сегодня проекта, считает он, предприняли очень серьезную попытку решить ряд проблем отрасли. В частности, в нем хорошо проработаны вопросы качества подготовки специалистов, повышения их квалификации.
Появилась надежда, что, наконец, сдвинулось с мертвой точки решение проблемы страхования профессиональной ответственности медиков. Но если оценивать проблему кадров в полном объеме, участия человека во всем преобразовательном процессе, то, пожалуй, положительные моменты на этом и кончились.
Самый больной вопрос - оплата труда. В концепции обозначена сложившаяся ситуация, но конечная цель при этом ставится -всего лишь достижение среднего уровня заработной платы по стране. И это на весь период реализации концепции - до 2020 г.! Ни одного медработника не может удовлетворить такая постановка вопроса, и вряд ли это та цель, достижение которой должно обеспечить государство, если мы на самом деле имеем в виду повышение престижа профессии медика, соответствие уровня его материальной обеспеченности, социальной значимости труда и степени высочайшей ответственности за его результаты, привлечение в отрасль молодежи, что позволит разрешить уже реально сложившуюся проблему старения кадров.
На первых этапах необходимо довести среднюю зарплату в отрасли до средней в промышленности и предусмотреть соответствующие средства в бюджетах всех уровней для индексации с учетом уровня инфляции. В рекомендации наших слушаний необходимо включить позицию о внесении соответствующих изменений в федеральный бюджет на 2009 г. и на период до 2011 г., ведь на 2009 г. средства на эти цели не предусмотрены вовсе, а проектировки 2010 и 2011 гг. явно не соответствуют масштабу инфляции.
Сегодня утрачена единая - отраслевая система оплаты труда. Каждый субъект РФ, каждое муниципальное образование, более того, каждое учреждение определяет свои условия. Разумеется, и эти условия, и размер заработной платы полностью зависят от финансовых возможностей учредителя. Нельзя не отметить, что складывается парадоксальная ситуация: требования к специалистам, их квалификационные характеристики едины, стандарты оказания медицинских услуг едины во всей стране, мы переходим к единым тарифам в системе ОМС, и эта позиция красной нитью проходит через обсуждаемую концепцию, а оплата труда специалистов различна. Разве это не пример дискриминации работников по территориальному признаку? Еще более неприемлема ситуация, когда складывается одинаковый уровень оплаты труда санитарки, медсестры и даже врача.
Расширение полномочий руководителей учреждений в формировании условий и размеров оплаты труда своих работников можно только приветствовать. Но как исключить субъективизм руководителя в этих вопросах, как обеспечить оценку труда каждого конкретного работника, если у нас нет даже полного пакета стандартов на все медицинские услуги, не разработаны качественные критерии результатов деятельности учреждений и тем более специалистов, ведь рассматриваемой концепцией только предусматривается поэтапная разработка этих критериев, а система оплаты труда уже строится на этом.
Требуют дополнительного рассмотрения вопросы нормативно-правовой базы обеспечения единых подходов к установлению выплат компенсационного характера с учетом специфики деятельности. К сожалению, и в этой части отчетливо прослеживается минимизация государственных гарантий, например, существенное сокращение минимальной доплаты за работу в ночное время до 20%. Самая большая проблема, разумеется, в финансировании. Даже 30% фонда оплаты труда, которые дополнительно выделены на эти цели в федеральных учреждениях, крайне недостаточны, чтобы обеспечить реализацию поставленных целей и задач. Но ведь в большинстве субъектов РФ и муниципальных образований даже таких средств не выделяется. В этих условиях ориентация на поиск внутренних резервов учреждений ведет к сокращению штатной численности, что в конечном итоге приведет не только к уменьшению уровня оплаты труда оставшихся физических лиц, но и к ухудшению качества медицинского обслуживания населения. В рекомендациях наших слушаний все эти вопросы должны найти отражение.
В концепции практически не звучит комплекс таких вопросов:
- формирование единой нормативной правовой базы и финансовое обеспечение механизма предоставления социальных льгот и гарантий, в том числе жилищно-коммунальных льгот;
- разработка федеральной комплексной программы обеспечения занятости специалистов, их профессиональной переориентации и трудоустройства в ходе реформирования отрасли;
- финансирование комплекса мер по обеспечению безопасных условий и охране труда работников, аттестации рабочих мест; оздоровление работников и членов их семей; соответствующие льготы и государственные гарантии при получении санаторно-курортного лечения, а также высокотехнологичной и дорогостоящей медицинской помощи;
- реформирование и государственные финансовые гарантии льготного пенсионного обеспечения; разработка и финансирование комплекса мероприятий для решения проблемы закрепления специалистов на селе.
Государственная Дума, не только как орган законодательной власти, но и как важнейший инструмент представления позиции гражданского общества, должна активно заявить свою позицию по важнейшим вопросам государственной социальной политики. Основой правового обеспечения реализации концепции должно стать принятие федерального закона «О здравоохранении в Российской Федерации», разработку которого целесообразно предусмотреть уже на первом этапе.


«Медицинская газета» № 12, от 20.02.2009 г.

Мухинка горячая пора

Наш профсоюз

Историческая справка

Объединительные процессы среди медицинских ...

Как вступить в профсоюз?

О мотивационной работе Минули времена, когда ...

Создание Профсоюза

Создание Профсоюза 8 января 1990 года - на ...

Обязанности члена профсоюза

Член Профсоюза обязан:

Правовая защита

Поправки в ТК

Госдума рассмотрит пакет поправок в Трудовой ...

Об организации и обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи в Амурской области

Об организации и обеспечении отдыха, оздоровления ...

консультации по правовым вопросам

Работодатели и работники теперь смогут получать ...

Иск в суд о восстановлении прав

— В какой срок работник может подать иск в суд о ...

Scroll to top