За последние месяцы на Государственную инспекцию труда в Амурской области обрушился шквал писем граждан по вопросу включения компенсационных выплат в минимальный размер оплаты труда, который составляет в настоящее время 4330 рублей в бюджетных организациях.

Граждане обращаются с просьбами дать разъяснение по указанному вопросу, провести проверку правильности начисления заработной платы, будучи уверенными в том, что компенсационные выплаты (в том числе районный коэффициент, процентная надбавки за стаж работы на северах, в южных районах Дальнего Востока) не включаются в минимальный размер оплаты труда.
Свои требования граждане обосновывают тем, что в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за четвертый квартал 2009 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного суда РФ от 10.03.2010 года, высказана позиция, согласно которой именно размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (т.е. 4330 рублей) без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.
В связи со сложившейся ситуацией, хотелось бы внести некоторую ясность по вопросу включения в минимальный размер оплаты труда выплат компенсационного характера.
В редакции статьи 129 ТК РФ, которая дает определение заработной платы, до 1 сентября 2007 года имелась часть вторая, содержавшая понятие «минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда)». Под этим понятием понимался устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
Вместе с тем, Федеральным законом от 20.04.2007 года № 54-ФЗ внесены изменения и дополнения в Трудовой кодекс РФ и другие законодательные акты. При этом из Кодекса исключена часть 2 ст. 129 ТК РФ, содержавшая определение «минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда)», и включена новая статья 133.1, посвященная установлению минимальной заработной платы в субъекте РФ.
Таким образом, заработная плата (минимальный размер оплаты труда), в новой редакции ст. 129 ТК РФ, включает в себя компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера), и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии, и иные поощрительные выплаты).
Как было указано, в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за четвертый квартал 2009 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного суда РФ от 10.03.2010 года была высказана противоположная позиция о том, что минимальный размер оплаты труда не включает в себя выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
По данному вопросу информируем, что постановлением Президиума Верховного суда от 16.06.2010 года данное в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда за 4 квартал 2009 года разъяснение, отозвано.
Вместе с тем, Роструд сообщил, что включение в размер минимальной заработной платы районного коэффициента и процентной надбавки фактически привело к уравниванию в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлен районный коэффициент и процентная надбавка с работниками, проживающими и работающими в экстремальных природно-климатических условиях.
Часть 1 ст. 129 ТК РФ имеет противоречия со ст. 315, 316, 317 ТК РФ и Законом РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», которые могут быть устранены исключительно посредством внесения изменений норм Трудового кодекса РФ.
На имя Министра здравоохранения и социального развития Голиковой Т.А., Рострудом направлено письмо с предложениями по внесению изменений в Трудовой кодекс РФ. В настоящее время Минздравсоцразвития России готовит предложения в Государственную Думу Федерального Собрания РФ для внесения изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации.
Таким образом, существующая коллизия (противоречие) норм Трудового кодекса, к сожалению, не позволяет государственной инспекции труда, как органу надзора и контроля за соблюдением этих же норм, принять однозначное решение в пользу работников. В настоящее время мы находимся в режиме ожидания решения госдумы, которое должно поставить точку в этом вопросе.

О.О. Старостина, главный государственный инспектор труда

http://git28.rostrud.ru/news.shtml/xPages/entry.7746.html

Мухинка горячая пора

Наш профсоюз

Историческая справка

Объединительные процессы среди медицинских ...

Как вступить в профсоюз?

О мотивационной работе Минули времена, когда ...

Создание Профсоюза

Создание Профсоюза 8 января 1990 года - на ...

Обязанности члена профсоюза

Член Профсоюза обязан:

Правовая защита

Поправки в ТК

Госдума рассмотрит пакет поправок в Трудовой ...

Об организации и обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи в Амурской области

Об организации и обеспечении отдыха, оздоровления ...

консультации по правовым вопросам

Работодатели и работники теперь смогут получать ...

Иск в суд о восстановлении прав

— В какой срок работник может подать иск в суд о ...

Scroll to top